Меню
Независимая оценка 2019

Кукольный театр "Лукоморье"

«Театр кукол родился несколько веков назад,
но продолжает волновать зрителей и сегодня
своей странной похожестью на живых существ,
и тем, что постоянно дает повод к философским рассуждениям».
Н.И.Смирнова

Общеизвестно, что школьные годы запоминаются не только контрольными и экзаменами. Учеба учебой, но в задачи воспитания входит еще и организация досуга детей. Одним из элементов организации досуга является кукольный театр.

Кукольный театр имеет многовековую историю, однако он словно в настоящее время заново возродился.

Театр кукол - одна из форм внешкольной работы с детьми по художественному воспитанию. Все большую популярность получает среди современных методов педагогики, ведь он не только развлекает детей, но и воспитываетих морально и эстетически. Способствует индивидуальному развитию и мышлению, творческой инициативе, сознательному отношению между детьми, слаженной работе коллектива.

Кукольный театр реализует желание детей быть «взрослыми» через сказку и при этом оставаться ребенком, играя в куклы.

Сказка для детей, где она? Где ее мудрость и лукавство? Где ее жизнеутверждающий юмор? Где ее неистребимое чувство доброты? Где ее неодолимая тяга к справедливости? Где она, старая добрая сказка?..

Сегодня ее потеснили фантастика и даже детективы. А нынешние фантасты, как известно, без удержу плодят монстров и с незатухающим азартом культивируют стихию кошмара . Сказка - это сон о реальности. Он может быть грустным или веселым, приятным или страшным. Но он не должен быть кошмаром, потому что кошмары рождают страхи. А страхи парализуют воображение, ожесточают сердце, опустошают душу. Страхи делают человека безжалостным и обретают его на послушание силам зла.

М.Пришвин говорил: «Мы как змея, в шкуре времени и места, но иногда сбрасываем чешую, обновляемся, и это делает сказка». И еще он назвал искусство «силой восстановления утраченного родства, родства между чужими людьми». Сказка, а это искусство, предназначена объединять людей.

Мир невелик, земля человечества обозрима, но бездонна душа человека, и все самое главное происходит именно в ней.

А что - сказка? А сказка без устали учит уму-разуму, забавляет и подает надежду. Не будем забывать о ней. «Сказка - она душевный хлеб», - сказал Ефим Честняков.

В сказке добрый победит -
Всяк на то надеется.
Сказка правду говорит
Всем, кто ей доверится.

Работая с куклой, надо понимать содержание образа, сценическую ситуацию, изобразительные возможности кукол, обладать некоторой музыкальностью. В процессе изготовления кукол, декораций учащиеся приобретают разносторонние навыки, у них развиваются конструкторские способности, эстетический вкус и способности в области изобразительного искусства.

В творческое объединение принимаются дети, которые проявляют интерес к театру кукол во всем объеме работ - от изготовления кукол до исполнения ролей в спектаклях. В творческое объединение принимаются дети от б до 14 лет.

Программа творческого объединения предусматривает индивидуальные занятия с детьми, которым необходимы дополнительные уроки, такие, как развитие речи, постановка дикции, дыхания, на развитие голоса и правильной осанки, развитие памяти, быстрому мышлению.

Творческое объединение ставит своей целью и ознакомление с природой, воспитание бережного отношения к ней, уважения ко всему живому и научить заботиться о нем. Занятия в творческом объединении включают и проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок.

При выборе сказки следует учитывать, полезно ли будет учащимся данного возраста разбираться во взаимодействиях героев.

Приступая к постановке спектакля по любому сценарию, прежде всего для себя следует определить:

Детям младшего возраста доступно исполнение произведений, наиболее близких кругу их жизненных представлений. Круг исполнения для подростков шире и разнообразнее.

Работа над сказкой имеет огромное воспитательное значение. Показ сказки - необходимый завершающий этап работы.

В работу творческого объединения входит и изготовление кукол, игрушек. В процесс работы над изготовлением кукол дети приобретают навыки шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление, учатся терпению и настойчивости в достижении цели. Но самое главное - это соединение трудового обучения с игрой, со сказкой, когда сказку, чудо можно сделать, создать самим, своими руками.

I. Цели и задачи творческого объединения.

  1. Приобщить как можно больше детей разного возраста (от б до 14 лет). Привить им любовь к труду, творчеству, искусству.
  2. Развитие мастерства детских рук.
  3. Научить детей изготавливать игрушки своими руками.
  4. Формирование у школьников творческой активности, фантазии, изобретательности.

II. Основная часть.

Что такое кукольный театр? Виды кукольных театров. История становления кукольного театра в России. Виды кукол. Роль кукол в истории стран мира.

III. Работа по изготовлению кукол и реквизита.

IV. Работа с куклами.

Правила поведения кукол на ширме:

  1. Правило №1 - положение руки на ширме;
  2. Правило №1 - положение куклы в поле ширмы;
  3. Правило №3 - кукловод должен двигаться вместе с куклой;
  4. Правило №4 - требования к движениям куклы на ширме;
  5. Правило №5 - кукла должна общаться со зрителем и с партнером;
  6. Правило №6 - координация движения куклы и кукловода во время спектакля.

VI. Репетиции на ширме:

  1. Упражнения для тренировки походки куклы.
  2. Упражнения для отработки взгляда куклы.
  3. Упражнения по отработке бега и прыжков куклы.
  4. Упражнения по отработке работы куклы с воображаемыми предметами.
  5. Закрепляющие упражнения по теме.
  6. Групповые упражнения - этюды.

VII. Оживление кукол.

  1. Упражнения по умению водить кукол по ширме.
  2. Упражнения по умению говорить и петь за кукол.
  3. Упражнения для отработки походки куклы.
  4. Упражнения по отработке взгляда куклы, навыков разговора кукол.
  5. Упражнения по отработке бега и прыжков кукол.
  6. Упражнения по отработке поведения кукол с воображаемым предметом.

VIII. Работа над сценарием.

  1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
  2. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
  3. Чтение пьесы, разбор текста, распределение ролей.

Требование: давать детям заучивать текст роли наизусть на начальных этапах не надо, приучая их периодически рассказывать о линии своих действий по роли, привпекая их внимание к особенностям авторского текста.

IX. Изготовление декораций.

  1. Изготовление кукол: лепка головки куклы, отделка ее.
  2. Изготовление одежды куклы - перчатки.
  3. Изготовление кукол для конкретного спектакля.
  4. Изготовление костюмов для кукол.

Х. Репетиции спектакля.

  1. Репетиции по частям спектакля.
  2. Репетиции по картинам спектакля.
  3. Репетиции по актам.
  4. Прогонные репетиции спектакля.
  5. Генеральные репетиции спектакля - проигрыванне сценария целиком, с включением готового оформления, музыки и т.д., установление порядка перестановки деталей декорации, выделение ответственных за перестановку.

XI. Показ спектакля.

  1. Назначение ответственных во время показа.
  2. Повторение показа спектакля.
  3. Обсуждение показанных спектаклей.
  4. Оценка руководителем работы каждого участника.
  5. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга.
  6. Обсуждение спектакля со зрителями - сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиция перед новым показом.
  7. Выбор и обсуждение будущего спектакля.

XII. Реализация программы.

  1. Творческому коллективу для добросовестной и активной работы необходимо следующее:
  2. Столы и шкафы для работы с учебным материалом и декорациями, где должны храниться декорации и куклы.
  3. Ширмы - рабочая и переносная для работы в других местах.
  4. Для изготовления кукол материал различного цвета и метража, бижутерия, бумага белая и цветная, краски, гуашь, кисточки, карандаши, клей, булавки, иголки, картон.
  5. Магнитофон двух кассетный.
  6. Литература для репертуара.

XIII. Конечный результат.

Создание игрушек из разных материалов и тканей дает возможность приобрести навыки шитья, работы с ножницами, клеем, развивает глазомер, объемное мышление, учат терпению, настойчивости в достижении цели.

Практическое знакомство со сценическим действием имеет общевоспитательное значение: способствует развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи и др.

Руководитель помогает школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно, во взаимодействии друг с другом. Он развивает природные свойства и способность увлекаться художественным вымыслом, с помощью воображения ставить себя в положение вымышленных героев, активно включаться в их жизнь.

Показ спектаклей к Новому году, к женскому дню 8 Марта, к концу учебного года не только ребятам «Центра внешкольной работы», но и ребятам из других школ, в детских садах - является показателем работы кружка.

Кукольный театр - прекрасное место для общения ребят. Занятия в творческом объединении укрепляют их дружбу, дают повод для внешкольных встреч - разучивание ролей, репетиции на дому, обсуждение персонажей.

Как можно больше доверяйте ребятам: они смогут записать и интересную фонограмму, и сделать костюмы куклам, и придумать такой образ, что и представить себе трудно.