Меню
Независимая оценка 2019

Я - изысканность русской медлительной речи

(урок обобщения изученного по теме "Серебряный век русской поэзии")

При проведении урока используется проецирование слайдов через мультимедиапроектор.

Слайд №1 открывает урок.

Учитель:

"Я - изысканность русской медлительной речи.
Предо мною другие поэты - предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны",-

сказал в начале прошлого века символист Бальмонт о себе, но эти слова характеризуют не только его творчество, а целый период в развитии русской поэзии - СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК.

(Демонстрируется слайд №2. Ученикам предлагается записать тему урока, сообщается его цельобобщение и систематизация изученного материала. Ставится задача- оформлять модули, проецируемые на экран, как связные высказывания с учетом заданий, которые будут звучать в ходе урока.)

 

Слайд №3. "Серебряный век- это ... "

Учитель: Пестрота, многообразие форм, направлений, литературных школ, которые характеризовали литературу этого времени, стали причиной таких же разнообразных, порой взаимоисключающих оценок. Как только не называли этот период: музыкой толстых, русским Ренессансом, литературной цивилизацией, расцветом модернизма... Опираясь на содержание слайда, запишите высказывание о многообразии критических оценок Серебряного века, располагая их в любом логическом порядке. Оценку, которая кажется вам более справедливой, поставьте на последнее место и аргументируйте свой выбор.

Слайд №4. "Золото" и "серебро" русской поэзии".

Учитель: Когда мы говорим о "серебряном веке", то в памяти возникает другое понятие - "золотой век"- и его олицетворение- Пушкин. Пушкина называют "солнцем русской поэзии", а солнце, как известно, золотого цвета. Какие еще ассоциации возникают у вас в связи со словом "золото"? А со словом "серебро"? (Скорее всего, примеры, которые назовут дети, составят антонимичные пары: солнце - луна, радость - грусть, роскошь - сдержанность и т.п. и совпадут с теми словами, которые высветит слайд. А если будет названо что-то неожиданное и оригинальное, появится повод отметить нестандартность мышления ребенка.) Составьте высказывание, сравнив черты двух поэтических веков, и добавьте к имеющимся еще одну - свою - ассоциацию. Дополните высказывание размышлением о том, противостоят ли друг другу эти периоды или они кажутся вам этапами единого процесса развития литературы.

Слайд  №5. "Связь СеребряtJого века с предшествующей литературой" .

Учитель: Думаю, что для вас очевидна связь Серебряного века с предшествующей мировой и русской литературой. Прежде всего, поэтам 20 века был родствен Пушкин с его "всемирной отзывчивостью", но близки им были и другие классики: Тютчев, Фет, Чехов, Достоевский, Некрасов. Соотнесите названные фамилии с отличительными чертами творчества каждого из них. Какие из этих черт вы можете отнести к нескольким литераторам? Добавьте то, что вы считаете важным для характеристики творчества писателя в плане связи его метода с эпохой, о которой идет речь.

Слайд №6. "Вклад Серебряного века в русскую литературу".

Учитель: Русский модернизм связывают обычно с творчеством символистов, акмеистов и футуристов. Вспомните, что ценного внесли представители этих течений в развитие поэтического искусства, соотнесите элементы левой части слайда с элементами правой части . Запишите это в виде высказывания, расширив его своими примерами.

Далее ученикам дается немного времени на корректировку своих записей и кому-нибудь из них предлагается прочитать написанное. Может быть, чтение вызовет вопросы или возражения у тех, кто подошел к какому-либо утверждению иначе- тогда урок примет форму дискуссии, что для старшеклассников весьма ценно, так как вопросы литературы в выпускном классе довольно сложны и требуют серьезного обсуждения. Завершая разговор, учитель скажет, что записи этого урока помогут написать сочинение. По сути дела, в тетради у каждого ученика остался планконспект на тему "Серебряный век русской поэзии".

После "сухой теории" детям целесообразно предложить еще раз вспомнить поэтов, которых называют индивидуальностями Серебряного века. На экране высвечиваются строки , фотографии, имена А. Блока, Н .Гумилева , В . Маяковского , А.Ахматовой, М. Цветаевой.

Учитель: По словам философа Н. Бердяева , в России до революции образовалось как бы две расы. Одна предчувствовала обновление жизни, предвосхищала его , а другая начала новую жизнь строить. Встретившись , эти две расы не узнали друг друга . Первой жертвой непонимания пал Гумилев; в тот же год в отсутствии "звуков" умер Блок; не выдержав одиночества , ушли из жизни Есенин, Маяковский, Цветаева; Ахматова говорила, что ее новые стихи не хотят печатать, а старые- перепечатывать. Но поэт всегда жив для своих читателей . Давайте послушаем те стихи, которые вы считаете наиболее близкими своему пониманию, ваши любимые стихи.

В сопровождении слайдов это чтение будет звучать проникновенно и выразительно, поверьте. Обязательно примите в нем участие сами.

Заключительный этап - проверказнания фактического материала и" чутья языка". У детей на столе лежат листы, на одной стороне которых- клауз-тесты (отрывки из стихотворений с пропущенными словами), а на другой - таблица. Ее начинаем заполнять в первую очередь . В таблице 5 строк и 5 столбцов. Каждая строка имеет свое название:

1 - "И это все о них";

2 - "Поэты о Пушкине" ;

3 - "Поэты друг о друге" ;

4 - "Крылатые фразы";

5 - "Названия сборников".

Учитель читает факты биографии, цитату, а ученики пишут в соответствующем окне фамилию поэта, к которому сказанное имеет отношение. 5 строка заполняется иначе: услышав фамилию, дети пишут в окне названия книг этого автора

После заполнения таблицы на обратной стороне листа ученики дописывают пропущенные слова (эпитеты, сравнения), указывают автора и название произведения.

На эту работу не требуется много времени, но она даст возможность проявить себя самому внимательному и чуткому читателю.

В качестве заключения урока учитель выберет то, что ему ближе: музыку, песню на стихи кого-нибудь из поэтов, фонозапись, воспоминания современников; обязательным считаю лишь одно совет читать стихи "при любой погоде".

Материалы к уроку

Таблица "И это все о них"

1. Писать стихи она начала в 6 лет, причем не только по-русски, но и по-немецки, и по-французски. В 16 лет совершила самостоятельную поездку в Париж, где в Сорбонне прослушала курс старофранцузской литературы. (Цветаева)

2. На экзамене в гимназии священник спросил его, что такое "око" . Он ответил: "Три фунта" (так было по-грузински). Из-за этого чуть не провалился, поэтому возненавидел сразу- все древнее, все церковное. (Маяковский)

3. Бессистемное образование, которое она получила, вполне соответствовало складу ее характера: кажется, она одинаково бурно увлекалась стихами, музыкой, танцами, живописью, верховой ездой. (Гиппиус).

4. Закончив учительскую школу, работал приказчиком в мясной лавке, подчитчиком в типографии Сытина, служил санитаром в военном эшелоне. После Февральской революции дезертировал из армии и вернулся на родину. (Есенин)

5. В его биографию вместились три судьбы - поэта, военного и путешественника. И в каждой из этих судеб он достиг своей вершины. (Гумилев)

Поэты о Пушкине

1. О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

(Есенин)

2. Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов.

(Ахматова)

3. Пушкин! Тайную свободу пели мы вослед тебе .

Дай нам руку в непогоду, помоги в немой борьбе.

(Блок)

4. Может, я один действительно жалею,

Оттого что нету Вас в живых.

(Маяковский)

5. Бич жандармов, Бог студентов,

Желчь мужей, услада жен - Пушкин .. .

(Цветаева)

Поэты друг о друге:

1. Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке,

Одно-единственное движенье губ,

Имя - твое - пять букв.

(Цветаева о Блоке)

2. Да это ведь из хора - балалаечник!

(Маяковский о Есенине)

3. Златоустой ... - всея Руси

(Цветаева об Ахматовой)

4. У него глаза такие,

Что запомнить каждый должен...

(Ахматова о Блоке)

5. Много храмов разрушил,

А этот - ценней всего.

Упокой, господи, душу усопшего врага своего.

(Цветаева о Маяковском)

Крылатые фразы:

1. Моя милиция меня бережет.

Здесь будет город-сад.

Твори, выдумывай, пробуй!

(Маяковский)

2. Лицом к лицу лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

(Есенин)

3. И вечный бой ! Покой нам только снится.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

(Блок)

4. Любовь покоряет обманно ...

Быть поэтом женщине - нелепость.

(Ахматова)

5. Закон звезды и формула цветка.

Голод голодных и сытость сытых!

Мне нравится, что вы больны не мной...

(Цветаева)

Названия сборников

Блок ("Город", "Страшный мир", "Родина")

Гумилев ("Путь конквистадоров" , "Колчан", "Костер", "Шатер" )

Ахматова ("Четки", " Вечер" , "Подорожник" , "ANNO DOMINI")

Есенин ("Радуница", "Исповедь хулигана", "Москва кабацкая" , "Ключи Марии")

Маяковский ("Я!", "Война и мир", "Простое как мычание").

Клауз-тест

1. Вдали он подобен ... (ЦВЕТНЫМ) парусам корабля

И бег его плавен, как ... (РАДОСТНЫЙ) птичий полет,

Я знаю, что много ... (ЧУДЕСНОГО) видит земля,

Когда на закате он прячется в ... (МРАМОРНЫЙ) грот.

(Гумилев)

2. На ... (ЗАКАТ) ты розовый похожа

И, как ... (СНЕГ) , лучиста и светла.

(Есенин)

3. Сонм видений и идей

Полон до крышки.

Тут бы и у медведей

.....

(ВЫРОСЛИ БЫ КРЫЛЫШКИ). (МАЯКОВСКИЙ)

 

Звенела музыка в саду

Таким... (НЕВЫРАЗИМЫМ) горем .

 

...(СВЕЖО) и ... (ОСТРО) пахли морем

На блюде... (УСТРИЦЫ ВО ЛЬДУ) . (АХМАТОВА)

 

Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И... (ЗЕЛЕНЬ) глаз моих, и ... (НЕЖНЫЙ) голос,

И... (ЗОЛОТО) волос . (ЦВЕТАЕВА)

 

Помните?

Вы говорили:

"Джек... (ЛОНДОН), деньги, любовь, страсть",- а я одно видел: вы- ... (ДЖИОКОНДА), которую... (НАДО УКРАСТЬ)! (МАЯКОВСКИЙ)

 

И веют... (ДРЕВНИМИ) поверьями

Ее... (УПРУГИЕ) шелка,

И шляпа с... (ТРАУРНЫМИ) перьями,

И в кольцах... (УЗКАЯ) рука. (БЛОК)